HR-университет БГУ и Центр образовательного
и делового туризма
«Эду Трэвел»

международная стажировка
«Прогрессивные технологии в управлении персоналом в компаниях. Опыт Франции и Германии»
С 9 по 16 декабря
мы отправились в международную стажировку
по управлению персоналом.
И здесь мы расскажем вам и покажем, как мы готовились к Рождеству новых идей
Для кого-то середина декабря — это уже конец года, время подведения итогов и впадения в зимнюю спячку, но только не для команды HR-университета БГУ! 35 представителей белорусских компаний с 9 по 16 декабря направились изучать опыт управления персоналом Германии и Франции. Давайте вместе пройдём лонгрид-экскурсию по горячим точкам стажировки и откроем для себя полезные знания в области HR! Поехали!


Ксения Мартуль
Автор материала
Вы можете как проделать путь по статье целиком, так и выбрать интересующую Вас компанию, страну и город
Завод Volkswagen. Вольфсбург, Германия
Невероятные масштабы и более 100 режимов рабочего времени. Узнать больше
Кёльнский институт менеджмента + Trusted Shops.
Кёльн, Германия
Встреча со старыми друзьями, тренды и полезный контент из Италии Узнать больше
Remondis. Кёльн, Германия
4 вакансии на одного кандидата и технологии рекрутинга Узнать больше
Остановка 4. Академия Парижа. Париж, Франция
Престижные профессии и кадровые проблемы Узнать больше
Schneider Electric. Париж, Франция
Мотивация, карьерный рост, амбиции и внутренняя мобильность Узнать больше
Остановка 6. Академия Парижа. Париж, Франция
Искусственный интеллект не заменит, а даст возможности Узнать больше
Ознакомиться с программой стажировки
Кликайте по блоку ниже
Остановка №1
Завод Volkswagen
Вольфсбург, Германия
Мы посетили завод Volkswagen в Вольфсбурге!
Включайте своё воображение и пространственное мышление — иначе эти объёмы не осмыслить! Если на прошлой стажировке во время посещения завода Porsche мы передвигались на своих двоих, то здесь нас прямо по заводу со скоростью 25 км/ч возил харизматичный итальянец Рокко — руководитель департамента коммуникаций на кабриолете паровозного типа (как в Минских парках, только круче). Volkswagen в Вольфсбурге — это крупнейший автомобильный завод в Европе, на котором трудятся 70 000 человек. Площадь завода = площади Гибралтара, а все постройки завода = территории Монако. Один прессовочный цех = площади 12-ти футбольных полей. И если запустить прессы одновременно, то они вызовут землетрясение. Здания, которые мы с ветерком пересекали на кабриолетовозе составляли в длину 1,5 и 2,3 км. Персонал курсирует по территории на велосипедах, коих 6 000 по всему заводу. Именно этот завод выпускает Гольфы, Тигуаны, Тураны и Сеаты Таррако.
С точки зрения производственного процесса много схожестей с заводом Porsche —
все же один концерн.
Перечислим некоторые особенности:
Заводу более 75 лет
Каждые 18 секунд рождается новый автомобиль, на производство которого уходит 2,5 дня
Оборудование работает с точностью до 0,1 мм, если нет, линия останавливается и перепрограммируется
После покраски машины полируются перьями страусов Эму
На производстве работают 20% женщин (показатель в разы выше, чем на Porsche)
Производственники работают в 3 смены (с 7.30, 14.30 и 22.30), кроме выходных, выполняют 16 видов работ, однако в течение дня могут сменить вид работы по желанию максимум 4 раза
Человека, который владеет всеми 16-ю видами работ и может подменить любого напарника, называют прыгуном
Сейчас части завода переоборудуют под новое производство Golf 8
На заводе Volkswagen в Вольфсбурге
в отношении управления персоналом тенденции следующие:
Менеджмент здоровья: 2 здравпункта, собственная страховая компания, бесплатная диагностика, инъекции от гриппа, фитнес 2 раза в неделю
Более 100 режимов рабочего времени для офисных сотрудников. Гибкое начало рабочего дня с 7.30 до 9.00, уход не ранее 17.15, все переработки фиксируются в отчётах и оплачиваются
Закрепляемость сотрудников: дуальное высшее образование — почти как заочное обучение в Беларуси — 3 года обучения в университете и на производстве, которое оплачивает компания. Несколько категорий персонала — чётная категория — получает повышение зарплаты автоматически раз в 2 года, нечётная категория — повышение ЗП нужно заслужить
Существует 7 категорий персонала: краткосрочный договор; конвейер; логистика/поставки; специалист/ руководитель среднего звена; служащий; служащий особо тарифа; + три градации высшего менеджмента
Поощряется и оценивается выработка сотрудника, а также его инициатива и интерес к смежным видам деятельности в компании
Попадание в компанию возможно через внутреннюю ротацию должностей или онлайн-рекрутинг. Можно даже без образования, но карьерный рост будет дольше
Женский и мужской труд оплачивается одинаково
Корпоративная культура измеряется корпоративной идентичностью Т.е. вы можете не ездить на Volkswagen, но лучше чтобы ездили :) Вовлеченность измеряется степенью жертвенности сотрудника в пользу компании
Корпоративная культура измеряется корпоративной идентичностью Т.е. вы можете не ездить на Volkswagen, но лучше чтобы ездили :) Вовлеченность измеряется степенью жертвенности сотрудника в пользу компании
Дигитализация служит упрощению работы при сохранении качества и рабочих мест — перевода сотрудников на другие участки. Упор делается на взаимодействие с роботами и эргономичную организацию труда с манипуляторами
Банк талантов. В компании действуют программы поддержки талантов для 10-ти выпускников дуальной программы обучения, менеджмент идей и групповая академия с воркшопами и различными программами повышения квалификации
В компании есть определённые роли:
Человек-доверия — тот, которому все доверяют свои проблемы и трудности в работе, а иногда и личной жизни. Роль исполняется на добровольных началах, без оплаты
Посол интегративности. Наша группа окрестила таких людей стукачами. Они следят за исполнением закона: «Из собственной и личной убеждённости поступать ПРАВИЛЬНО и брать на себя ответственность за предприятие и внутреннюю привлекательность компании». Сперва послы проводят личные беседы с нарушителем (по их субъективному мнению), а уже затем докладывают руководству. У нас такого рода нарушения регулируются, в частности, законом о коррупции
Остановка №2
Кёльнский институт менеджмента и развития
+ Trusted Shops

Кёльн, Германия
Кёльнский институт менеджмента (управленческого консалтинга) мы посетили ещё в апреле — и договорились сотрудничать! Обещание сбылось! В ноябре глава KIM Кристиан Дрис приезжал в БГУ с лекцией и для проведения ассессмент-сессии. Поэтому повторный визит был больше похож на встречу старых друзей.

Группу встретила соучредительница компании Дагмар Ханавинкель и рассказала о 4 основных трендах услуг, которые сегодня особенно востребованы у клиентов:

· аджайл,
· дигитализация рабочих мест,
· структурные изменения в компании (расширения, сокращения, переориентация),
· борьба со стрессом.


Затем пригласила бывшего сотрудника Института, а теперь HR-директора Trusted Shops — итальянца Рикардо Греко поведать о жизненном цикле сотрудника на примере опыта его компании, которая занимается предоставлением электронных сертификатов качества online-магазинам.


Компания выросла слишком стремительно, как сказал Рикардо: «В процессе мы сделали много ошибок, но и многому научились!»

«Главный тезис — не усложняй!»
Всего Рикардо выделил 7 ступеней в жизни работника компании, перечислим опорные точки:
Компании необходим содержательный сайт с обязательной рубрикой «Карьера», Google-аналитикой, разнообразными формами самопрезентации (видео, презентации и т.п.)
При поиске работы современные соискатели задают вопрос «Где я буду чувствовать себя хорошо?»
Вакансии не ищут на сайтах-агрегаторах, а ищут в Google
Важно максимально быстро давать кандидату обратную связь
Рекрутингом и оценкой кандидата должны заниматься разные специалисты
В Trusted Shop принятому сотруднику заранее отправляют почтовую открытку с текстом «Мы рады, что ты с нами». Открытки воспринимаются на ура!
За месяц информация о новом сотруднике появляется на интранет-сайте компании
Важна не только профессиональная, но и культурная интеграция
Развивают сотрудника в компании на 70% — сам процесс выполнения работы, на 20% — окружающие сотрудники, междисциплинарный проекты. И только на 10 % — специальное обучение от компании
В удержании и закреплении сотрудников важна культура и методы взаимодействия, например, роль руководителя, гибкое время работы, комната, куда можно привести детей, что позволяет женщине занимать руководящие должности
При увольнении сотрудника важна подготовка и сохранение чувства его удовлетворённости
Остановка №3
Remondis
Кёльн, Германия
Remondis — семейное предприятие, которое занимается утилизацией ВСЕГО, в том числе тел животных и продуктов их жизнедеятельности (чего только они не видели! ????). Компания имеет свой логистический концерн.

По всему миру около 70 000 сотрудников, представительство Remondis есть и в Беларуси. На персонал компания расходует от 40-70% бюджета. С рабочими заключается контракт максимум на 2 года, со служащими — бессрочный.

Каждый сотрудник (его найм, увольнение, перевод) и рабочее место согласовываются Советом. Система совместного принятия решений действует во многих регионах Германии и не имеет идеологической окраски (это вам не СССР, но бюрократия ещё та :) считается, что Советы влияют на компанию лучше, чем профсоюзы, которые имеют огромное значение в Западной Европе. Члены Совета являются одновременно и сотрудниками компании, и членами профсоюза. Например, Remondis оплачивает 6 недель больничного в год, если сотрудник болеет больше, с ним проводит беседу представитель Совета — чтобы так долго не болел. Это, конечно, шутки, но беседы с сотрудниками, профилактика и мотивация персонала — это всё на них.

Кстати, в Германии на 1-го кандидата приходится 3-4 вакансии (в Беларуси наоборот). Отсюда острая потребность в кадрах. Существуют лизинговые компании, которые предоставляют сотрудников, так сказать, на временное пользование сроком до 9-ти месяцев.

Ксения Мартуль
Автор материала
У Remondis свои технологии рекрутинга:
Приведи друга — получи 250 € (если его примут). А если он проработает год, получи ещё 750 €. За 2018-й год компания пополнилась 165-ю «друзьями».
Рекрутинг через соц.сети (FB, YouTube, Insta) — короткие видеоролики, популяризирующие рабочие профессии для молодежи. К слову, в Remondis на большинстве должностей можно работать без высшего образования, тем не менее, кадры найти трудно
Рекрутинг за рубежом. В компании работает большое количество иностранцев.
Также существует программа «Молодые таланты» для выпускников, внутренний Центр повышения квалификации и др.
Важно максимально быстро давать кандидату обратную связь
Рекрутингом и оценкой кандидата должны заниматься разные специалисты
В Trusted Shop принятому сотруднику заранее отправляют почтовую открытку с текстом «Мы рады, что ты с нами». Открытки воспринимаются на ура!
За месяц информация о новом сотруднике появляется на интранет-сайте компании
Важна не только профессиональная, но и культурная интеграция
Развивают сотрудника в компании на 70% — сам процесс выполнения работы, на 20% — окружающие сотрудники, междисциплинарный проекты. И только на 10 % — специальное обучение от компании
В удержании и закреплении сотрудников важна культура и методы взаимодействия, например, роль руководителя, гибкое время работы, комната, куда можно привести детей, что позволяет женщине занимать руководящие должности
При увольнении сотрудника важна подготовка и сохранение чувства его удовлетворённости
Остановка №4
Академия Парижа
Париж, Франция
На первом визите в Париже мы узнали всё о системе образования Франции из уст Рэда Фараха — инспектора национальной системы технического образования департамента Академии Парижа

Преподаватель, учитель, воспитатель — одни из самых востребованных и престижных профессий страны
Академия Парижа курирует все образовательные учреждения региона Иль-де-Франс (Париж и пригороды), в котором проживает людей больше, чем во всей Беларуси. 2 300 000 студентов, 1 400 000 учеников. А сам Париж крохотный — 1/3 часть площади Минска, но размер — не главное J

В области образования иная система управления персоналом, чем во всей стране. Обычные французы выходят на пенсию в 62 года, работники образования обязаны выйти на пенсию не позднее 67 лет, дальше преподавать нельзя.

Преподаватели и учителя нанимаются государством на всю жизнь ~ 30 лет, конкурс — 30 человек на место. Они получают пожизненные социальные гарантии, поэтому работать в образовании ооочень престижно. А чтобы преподавать в университете, нужно 8 лет получать высшее образование. Контракт с учителями и преподавателями годовой или вакантный (максимум на 200 часов).

90% бюджета академии Парижа расходуется на зарплаты преподавателям. Существует система, которая позволяет сменить направление преподавания.

Существуют профсоюзы для разных категорий работников образования. Кстати, профсоюзы во Франции очень сильны. И именно они повинны в небезисвестных забастовках.

Существует система, которая позволяет сменить направление преподавания.

С проблемой выгорания на работе борются психологи и специальные социальные службы.

Из бизнеса человек может прийти в образование. И наоборот. Академия Парижа способствует этим переходам, переобучает специалистов.

Рабочая неделя — 35 часов, хочешь — работаешь дольше, но 44 часа максимум. За каждый час переработки доплачивают на основании отчётов о проделанной работе. Проводится анализ — это действительно переработка или срыв дедлайнов.

Работать по совместительству будучи преподавателем — редкая практика, но возможная, при условии неполной занятости.

Кроме социальных гарантий, прямо со старта работники образования получают хорошую зарплату. Например, учителя начальных классов в среднем зарабатывают 20 700 € в год, а на закате карьеры (через 30 лет) — 46 000€ в год. Директора школ — 59 600 € в год. Каждые 10 лет работники образования проходят аттестацию, которая обеспечивает им «карьерные рандеву» — резкое увеличение зарплаты на 2000-3000€ в год.

Ситуацию с кадрами по Франции нам поведал весёлый Вильям. 20 000 000 человек работают в сервисе, 15 000 0000 в больших компаниях.

Минимальная ЗП французов во всех областях — 1150 € чистыми, пособие по безработице — минимум 500 €. Причина забастовок — падение покупательской способности — высокие налоги и плата за коммунальные услуги. Государство нашло выход — раздать всем по 1000 € из годового оборота страны на Рождество J

Одна из основных кадровых проблем — невозможность трудоустроить людей предпенсионного возраста (55-64), работодатели отказываются их принимать.

Ксения Мартуль
Автор материала
Остановка №5
Schneider Electric
Париж, Франция
Визит на Шнайдер Электрик начался с посещения инновационного хаба, где нам демонстрировали, как при помощи информационных технологий управлять домашним электричеством, упразднить должность электрика на предприятии и оперативно узнавать о проблемах в электронных системах. Компания не производит энергию, а является посредником в её передаче.

Шнайдер Электрик — 142 000 сотрудников по всему миру, компания продолжает поглощать многие бизнесы и предприятия. На процесс интеграции сотрудников уходит 2-3 года. В компании всё обращаются друг к другу на «ты».


Ксения Мартуль
Автор материала
Кристоф Велгосик рассказал об управлении талантами в Шнайдер Электрик
У каждого работника есть свой талант. Талант и потенциал — не одно и то же!
В компании проходит ежегодная сессия «Поиск талантов». Также регулярно собирается специальная комиссия, которая рассматривает достижения руководителей, чтобы предоставить им следующее повышение.

Ежегодно у 10-ти результативных сотрудников компании есть возможность пообщаться без барьеров с самым высоким руководством на специальном мероприятии, представить область, в которой они работают.

С каждым сотрудником компании проводятся собеседования о перспективах карьерного роста, при этом выясняются амбиции, гибкость и способность к стратегическому планированию, а эффективность работы не оценивается. Молодым сотрудникам предоставляется возможность роста, часто даже в ущерб компании. Существует внутренняя мобильность. В Шнайдер Электрик считают, что главный мотиватор для сотрудников — карьерный рост.


Ксения Мартуль
Автор материала
Остановка №6
Академия Парижа
Париж, Франция
Очередная встреча состоялась вновь в Академии Парижа. На этот раз кроме Реды Фараха нас встречал профессор Сорбонского университета — Алаин Кокосовски — эксперт в области управления персоналом и преподаватель, работающий со взрослой аудиторией, который рассказал о тенденциях в области HR.

За последние 10 лет технологии развивались настолько стремительно, чего не было за последние 100 лет. Поэтому технологии и искусственный интеллект будут дополнять и заменять работу человека, совсем скоро избавят нас от рутинной работы, но полностью вытеснить нас с рабочих мест у роботов и компьютеров не получится. Уже через 5 лет появятся абсолютно новые профессии, которые непосредственно будут связаны со взаимодействием с искусственным интеллектом.

Ксения Мартуль
Автор материала
Однако всё больше и больше людей не успевают за техническим прогрессом,
отсюда растёт неудовлетворённость и разрозненность.
Это ставит множество вопросов:
Что нужно преподавать?
Как правильно адаптироваться к новым условиям?
Какие существуют риски?
К слову, по данным проведённых во Франции исследований, риски в управлении персоналом превзошли проблему информационной безопасности.
Важным вопросом становится: «Чего хочет сам человек?»
В Академии Парижа
Если раньше работодателю для выяснения потребности соискателя требовалось 10 минут, то сейчас необходимы 4-5 полных собеседования.

Скоро большие компании начнут обучать персонал самостоятельно в соответствии со своими нуждами, а центры повышения квалификации, дающие общую информацию, умрут

Благодаря этим тенденциям во Франции открылся Международный центр инноваций и передового опыта в области управления персоналом, который включает в себя экспертизу по 4-м направлениям:
Центр дизайна/ построения карьеры будущего
Центр непрерывного обучения и трудоустройства
Центр оценки качества и развития непрерывного образования
Центр маркировки/ лицензирования навыков
Кроме того, профессор рассказал о том, что особое внимание во Франции уделяется инклюзии на рабочие места людей с ограниченными возможностями, в том числе и с умственными проблемами. На государственном уровне существует специальная комиссия, состоящая из медицинского персонала, которая помогает таким людям интегрироваться в работу и следит за тем, чтобы на каждом предприятии соблюдалась штатная норма — 7% и более работников с инвалидностью от общего числа сотрудников
Остановка №7
Экскурсия в музей духов «Fragonard»
Париж, Франция
Образовательная программа стажировки подошла к концу, однако все участники смогли увезти капельку Парижа с собой в ароматах французских духов «Fragonard»
P.S.
Немного прекрасного Парижа и Дрездена вам в ленту;)