HR-университет БГУ и Центр образовательного
и делового туризма
«Эду Трэвел»

международная стажировка
«Прогрессивные технологии управления
трудовыми ресурсами на предприятии.
Опыт Германии»

С 22 по 28 апреля
мы отправились в международную стажировку
по управлению персоналом.
И здесь мы расскажем вам и покажем, как это было.
Программа стажировки оказалась очень насыщенной —
за 4 дня мы посетили 8 компаний.
По горячим следам предлагаем Вам онлайн-экскурсию.
Ознакомиться с программой стажировки
Кликайте по блоку ниже
ОСТАНОВКА №1. ЛЕЙПЦИГ (САКСОНИЯ)
АВТОМОБИЛЬНЫЙ ЗАВОД PORSCHE
Автомобиль Porsche — мечта многих автовладельцев.
А для жителей Саксонии автомобильный завод Porsche —
место работы мечты.
Нас провели на сам завод, однако телефоны и фотоаппараты закрыли на ключ — съёмка на производстве запрещена!

При входе на производство нас встречали информационные доски с внутренними новостями компании, а также вывешенными фотографиями тех людей, которым можно доверять. Это те сотрудники, что достаточно проработали в компании и хорошо себя зарекомендовали, а теперь к ним можно обратиться по любому вопросу — от рабочего до личного.

Прямо над нашими головами роботы, а рядом и татуированные немцы, собирали Маканы, Каены и Панамеры.
И обо всём в фактах:
На заводе в Лейпциге производят 600! машин в день — все по заказам, такой высокий спрос.
С понедельника по пятницу завод работает без остановки 24 часа в сутки в 3 смены по 8 часов. Обед 30 минут. Если сотруднику нужно покинуть рабочее место, то он зовёт специального помощника, которого работники шутливо прозвали «менеджером пи-пи». Он может подменить сотрудника на любой стадии операции.
Каждый сотрудник на производстве владеет каждой операцией по сборке автомобиля. Чтобы не было выгорания, сотрудники ежечасно меняют вид работ. Итого сборщики осуществляют 8 видов работ за смену.
На заводе Porsche самая высокая зарплата в регионе. И это одно из главных преимуществ HR-бренда. Хотя в этом же регионе развернулись такие компании как BMW и DHL, которые вместе с заводом Porsche являются главными работодателями Саксонии.
На производстве занято всего 5 % женщин, хотя в административном аппарате их значительно больше. За время экскурсии на производстве мы увидели только двух девушек. У завода есть собственные программы поддержки женщин технических специальностей.
Попасть работать в Porsche можно с 16 лет, пройдя трёхлетнее обучение. С первого месяца обучения подросткам платят зарплату в 900 евро.
Никто (почти) не увольняется и никого (почти) не увольняют. Завод расширяется и ему нужно больше рабочей силы, а также сотрудники дорожат своим местом и работают очень старательно.
Только 5% сотрудников могут позволить себе Porsche, остальные ездят на Volkswagen, Seat, BMW и т.п. и называют себя «нормальными сотрудниками». Стоимость Porsche 60 000 — 200 000 евро. И далеко не все стремятся им обладать, хотя для сотрудников среднего и высшего звена существуют специальные лизинговые программы для приобретения машины мечты!
ОСТАНОВКА №2. ФРАНКФУРТ-НА-МАЙНЕ (ГЕССЕН).
НЕМЕЦКАЯ АССОЦИАЦИЯ УПРАВЛЕНИЯ ПЕРСОНАЛОМ DGFP
(Deutsche Gesellschaft fur Personlfuhrunge)
Ассоциация была основана в 1952 году.
Уже более 50 лет занимается вопросами
управления персоналом в компаниях Германии.
В ассоциации нам рассказали об основных тенденциях на рынке труда, и главная из них
всеобщая дигитализация и цифровая трансформация
Через 10 лет планируется всю низкоквалифицируемую работу заменить роботами. Также нас ждёт виртуальный HR, горизонтальное управление, менеджмент талантами, гибкое время труда и подвижные команды.

Гендерный вопрос в организациях Германии до сих пор не решён. Многие женщины работают неполный день. Чем выше должности, тем меньше женщин-руководителей. По исследованиям ассоциации, в Германии женщины получают заработную плату на 20-30% ниже, чем мужчины за ту же работу. Поэтому государством введена квота:
минимум 30% руководящих должностей должны занимать женщины.
ОСТАНОВКА №3. ВИСБАДЕН (ГЕССЕН)
НЕМЕЦКИЙ ИНСТИТУТ РАЗВИТИЯ ПЕРСОНАЛА И БИЗНЕС-КОНСУЛЬТИРОВАНИЯ DOOR
(филиал международной корпорации DOOR International)

Далее мы двинулись в Висбаден — столицу федеральной земли Гессен, в консалтинговую международную компанию DOOR. Их технологии менеджмента и управления персоналом используют огромное количество известных брендов, в частности нам рассказали об опыте внедрения и результатах в Dominos Pizza и Microsoft. Как минимум половина компаний-клиентов DOOR входит в список наиболее успешных компаний Fortune 50.

Методики компании опубликованы и переведены на 35 языков, а на русском их можно прочесть в книге «Принципы Оз. Достижение результатов через персональную и организационную ответственность», а также в других книгах Роджера Коннорса («Change the Culture, Change the Game: The Breakthrough Strategy for Energizing Your Organization and Creating Accountability for Results», «How Did That Happen? Holding People Accountable for Results the Positive, Principled Way» и т.п.).

ОСТАНОВКА №4. ГИСЕН(ГЕССЕН).
PASCOE Naturmedizin GmbH
На 200 человек штата выработано 56! индивидуальных моделей рабочего времени
Следующая организация — компания по производству медицинских препаратов Pascoe в Гисене — лучший работодатель Германии на протяжении 8-ми лет (премия «Great place to work»). HR-департамент Pascoe проводит постоянную диагностику персонала и менеджмента компании. В компании работает 200 человек, согласно последнему внутреннему исследованию, 16 сотрудников обладают очень сильной эмоциональной привязанностью, ещё 16 сотрудников — не привязаны к организации, а все остальные ценят компанию в умеренной степени. При приёме на работу каждый сотрудник проходит тестирование по методике Insights MDI © на анализ потенциала личности, эти данные потом используются в работе.

Pascoe отличается высокой степенью заботы, прежде всего, о здоровье сотрудников. В компании 37.5 часов рабочего времени в неделю. Сотрудники могут получить массаж прямо на рабочем месте и капельницу с вакциной витамина С. Компания оплачивает занятия йогой и даже кунг-фу; не только стулья регулируют высоту, но и столы, что даёт возможность работать стоя. Работникам выдают специальную обувь, уменьшающую нагрузку на позвоночник, а офис спроектирован по законам фен-шуй, так стены в переговорной декорированы живым плющом. На 200 человек штата выработано 56! индивидуальных моделей рабочего времени. Мужчины и женщины могут работать в соответствии со своим жизненным циклом (возраст, эмоциональное и физическое состояние и т.п.).

ОСТАНОВКА №5. ПАДЕБОРН (ГЕССЕН)
БАНК SPARKASSE PADEBORN-DETMOLD
Следующая остановка — офис Сбербанка Германии в регионе Падеборн-Детмольд.
Отличительная особенность HR-бренда банка — гибкое рабочее место.

В компании разработано собственное программное обеспечение с мощной системой безопасности, позволяющее работать из дома или любого другого места.

Очередная компания, которую мы посетили в рамках стажировки, уделяет много внимания заботе о здоровье сотрудников: медицинская страховка, оплата спортивных абонементов, массаж и т.п.

У работников есть возможность использовать (накапливать) бонусные дни отпуска для строительства, уделения внимания родителям и детям, а также тратить накопленные дни на путешествия.

У каждого регионального филиала своя корпоративная культура (ценности, миссия). Средняя заработная плата в год составляет 69 000 евро. А средняя продолжительность работы сотрудника в банке — целых 18 лет при 5%-ой текучке в год. В Сбербанке региона работают 57% женщин, и 43% мужчин.
Отдельно стоит отметить дизайн и эргономику помещения (всё те же столы с регулируемой высотой), выполненный в едином фирменном стиле (см. фото).

Банк поделился компетенциями, которые предъявляются к сотрудникам при прохождении собеседования и аттестации (будет дополнено).

Те, кто ищут работу, приходят на предприятие, а уходят от руководителя.
ОСТАНОВКА №6. ПАДЕБОРН (ГЕССЕН)
ПАДЕБОРНСКИЙ УНИВЕРСИТЕТ
В университете Падеборна существует специальная кафедра профессиональной и организационной психологии, которая проводит исследования и разрабатывает методики по управлению персоналом и мотивации сотрудников, а также стратегическому планированию карьеры. На пяти факультетах обучаются 22 000 студентов. Нас встречал сотрудник кафедры профессиональной и организационной психологии — профессор Вячеслав Никитин, который родом из Минска.

Из особенностей работы университета — информационные материалы для вновь принятых сотрудников, внутренний сайт, соглашение между аспирантом и руководителем, ежегодные глубокие беседы руководства с подчинёнными, День открытых дверей для сотрудников.

В университете также особое внимание уделяется здоровью студентов и сотрудников, на нужды здравоохранения выделяется отдельное финансирование. Для детей сотрудников действуют 2 детских сада.

ОСТАНОВКА №7. ЛЕВЕРКУЗЕН
(СЕВЕРНЫЙ РЕЙН-ВЕСТФАЛИЯ).
ШТАБ-КВАРТИРА КОНЦЕРНА BAYER AG
Компания Bayer известная тем, что запатентовала аспирин
и имеет свою футбольную команду с 1904 года,
которая играет в Бундеслиге.
Bayer — это 99 820 сотрудников по всему миру
Стоит отметить, что офисные и производственные здания находятся в живописном японском саду,
который специально высажен компанией.
Наш визит начался с выставочного центра компании BayKomm. У входа нас встречает огромное табло с постоянно растущими цифрами, которые показывают, сколько людей на планете рождается каждую секунду, сколько человек умирает от сердечно-сосудистых и иных заболеваний, а также сколько квадратных метров планеты приходится на каждого землянина. Слоган Bayer — наука для лучшей жизни. Компания заботится не только о людях, но также о животных и растениях. Основная миссия компании — продлить качество жизни всего живого (кроме всяких паразитов и вредителей).

Технологии выставочного офиса в Леверкузене — на грани фантастических: в 3D-очках можно погрузиться в виртуальную реальность и увидеть, как действуют на организм человека и животных препараты, разработанные компанией; при помощи специальных планшетов можно узнать, что такое ДНК, какие продукты следует обязательно включать в рацион, а находясь в специальной капсуле, можно получить информацию о работе любого человеческого органа.

В центре BayKomm работает лаборатория для школьников, где дети в игровой форме изучают химические и физические свойства окружающих предметов, растений и продуктов питания.
Также нам продемонстрировали костюм с утяжелителями, который имитирует движения, ощущения и остроту зрения 80-летнего человека. В костюме нужно было распаковывать таблетки, а это было непросто.
Главное преимущество работы в Bayer — гибкое время труда, которое строго не фиксируется, а строится на доверии, т.е. главное —выполнять работу
Предмет гордости HR-специалистов Bayer то,
что при оплате труда гендерные различия не учитываются: и мужчины, и женщины получают равную оплату труда за одинаковые усилия. В компании работают более 2000 людей с инвалидностью. 98% сотрудников обеспечены страховкой от компании. Главное преимущество работы в Bayer — гибкое время труда, которое строго не фиксируется, а строится на доверии, т.е. главное выполнять работу.
Компания уважает свободное время сотрудников: никогда не беспокоят в обед и после работы. Все вопросы решаются в рабочее время. Даже если предстоят skype-переговоры с офисом в США, все стараются выбирать удобное время для каждой из сторон.
Сотрудники получают финансирование своих благотворительных инициатив. Раз в год высшее руководство проводит «диалоги развития», где менеджеры лично выясняют, что мотивирует сотрудника, как он хочет развиваться дальше в компании.
Также студенты и выпускники университетов имеют возможность проходить обучение в компании. Информацию об HR-бренде компании нам рассказала HR-специалист Ирина Дехтяр, которая начинала карьеру в украинском представительстве Bayer.

ОСТАНОВКА №8. КЁЛЬН
(СЕВЕРНЫЙ РЕЙН-ВЕСТФАЛИЯ)

КЁЛЬНСКИЙ ИНСТИТУТ МЕНЕДЖМЕНТА И РАЗВИТИЯ
Последняя остановка в рамках образовательной программы состоялась в Кельнском институте менеджмента и развития. Сотрудники института занимаются разработкой и проведением исследований в компаниях, по образованию большинство работников — психологи. Нам были продемонстрированы программные продукты компании для десктопов, планшетов и других мобильных устройств.

Сотрудники Института поделились своим видением трендов в сфере HR-менеджмента,
а это:
индивидуализация
(от процесса отбора персонала до индивидуального подхода к психологии, задачам и рабочему месту сотрудника)
взаимосвязь (сотрудничество и командная работа);
мобильность (как техническая, так и физическая)
В особенности сотрудники остановились на демонстрации возможностей технологии рекрутейнмента (рекрутинг + интертейнмент (развлечение) — приём на стыке PR и HR, технология рекрутинга через развлечение/ завлечение.
С учётом того, что многие HR-менеджеры до сих пор руководствуются интуицией, а не формальными данными исследований и анкет, в принятии решений, нам посоветовали книгу Герда Гигеренцера «Интуитивные решения: интеллект подсознательного».
Отдельного внимания заслуживает офис Института
в нем трудятся всего лишь 30 сотрудников, однако он обладает собственной кухней, терассой с прекрасным видом на город и гибкой планировкой пространства.
Директор института профессор Кристиан Драйс сам разработал конструкцию передвижного офиса — металлическая этажерка на колёсиках с выдвижными ящиками, которая трансформируется в стол и легко перемещается по офису.
Кроме того, Кристиан разработал идею размещения сотрудников по принципу амфитеатра для проведения брифингов и творческих совещаний.



Насыщенные дни в Германии пролетели незаметно.
Дальше будет только интересней!
Как в будущем, так и на этой странице сейчас, листайте ниже.
Впечатления
И это далеко не все!
Мы уже планируем новую стажировку!
Только Вы можете определить,
куда мы поедем дальше, какие компании посетим
и какие знания получим.
Жмите на кнопку, проходите опрос и присоединяйтесь к нам!