ОТ ПЕРВОГО ЛИЦА
О ПЕРВОЙ СТАЖИРОВКЕ
Вспоминаем
«Международные практики управления персоналом.
Опыт Эстонии, Финляндии и Швеции»


#0
В этом году весной мы были в стажировке в Германии. О ней мы много рассказывали на наших страницах в социальных сетях, а также на нашем сайте.

Но есть у нас одна история, о которой мы тоже широко сообщали, но почему бы не вспомнить о хорошем еще раз?

Прошлым летом мы отправились в Скандинавию. Это была наша первая стажировка, которую
HR-университет БГУ организовал вместе с EduTravel.

Cо 2 по 7 июля 2017 года мы постигали «Международные практики управления персоналом. Опыт Эстонии, Финляндии и Швеции».

Как же все проходило? Об этом вы узнаете от первого лица!

Наталья Макеева — заведующая отделом обслуживания юридического факультета Фундаментальной библиотеки участвовала в первой международной стажировке HR-университета БГУ, которую мы организовали вместе с нашими старыми друзьями EduTravel.

На своей странице в Facebook Наталья создала потрясающую хронику насыщенных событиями дней стажировки. А мы делимся этим с вами здесь!

Международная стажировка, стажировка БГУ, зарубежная стажировка, стажировки за рубежом, стажировки за рубежом БГУ
Наталья Макеева
#1. ВВЕДЕНИЕ

Интуиция не самая близкая и родная подруга, но, безусловно, самая крутая!

Увидев публикацию на Facebook о международной стажировке от HR-университета БГУ, я сразу приняла решение, что поеду! В доли секунды! И знала, что в этой поездке мне будет хорошо, комфортно и полезно! Вот просто знала!

Я человек, безусловно, очень коммуникабельный! Это, полагаю, знают все! Однажды преодолев в себе все комплексы и барьеры в общении с разными (в том числе, с незнакомыми людьми), я уже не волнуюсь, как начинать общение, как его поддерживать и так далее… Этот вопрос у меня закрыт. Я много общаюсь – реально и виртуально. Во многих группах ездила, общалась, будучи организатором и в статусе участника.

Я знаю, что наш путь зависит от наших мыслей, наших устремлений, нашего мировоззрения! И рано или поздно, но ваши мысли вас приведут туда и к тем, кто их полностью разделяет! Это аксиома!

Меня мои трансформации в мировоззрении, в понимании главного и второстепенного в профессиональной деятельности, мои мысли, выраженные в постах на FB, привели в эту чудесную компанию членов нашей стажировки! В компанию единомышленников (об это очень многими было сказано многократно). В компанию, где мало кто знал друг друга, но с первых минут было легко, интеллектуально-познавательно, весело и абсолютно неапряжно! Каждый очень чутко улавливал волну другого, при этом транслировал свои идеи… Умно, красиво и позитивно!

Ни одного момента, даже чуть-чуть напоминающего конфликт (при полном автобусе участников), ни одной провокации… Только позитив! Только драйв! И настроенность на работу, отдых после нее! Я в очередной раз убедилась, что успешные люди – они всегда на позитиве. Любая возникающая техническая ситуация воспринимается с пониманием и юмором...Любая!

Работала группа очень много, очень активно! Смеялись – также много, и с удовольствием!

Безусловно, это была моя лучшая поездка (командировка-стажировка) за всю профессиональную деятельность! Самая легкая (не потому что легкая, а потому что самая понятная и логично выстроенная), самая плодотворная и полезная!

Я благодарю всех друзей-товарищей, которые меня фотографировали в разных городах во время нашего визита. Если смех продлевает жизнь, а позитив улучшает здоровье, то мы явно с вами продлили и качественно улучшили свой жизненный путь!

#2. О ПРОГРАММЕ
Программа стажировки впечатляет своей насыщенностью и гармоничным сочетанием «работа+экскурсия+отдых+паром».

Мне хотелось бы выразить слова благодарности нашим уважаемым организаторам от БГУ – Наталье Непевной и Ирине Нехвядович, сотрудникам фирмы EduTravel Валентине Мороз и Александру Сороковику, нашему тренеру Сергею Колесникову! А также всем тем, кто имеет прямую или опосредованную причастность к этой стажировке! Ваш пилотный проект, безусловно, успешен и перспективен!

Самое интересное, что стажировка началась еще в автобусе, в ночи. Я до конца не верила, что такое вообще возможно, когда получила от организаторов информационное письмо. Но все было именно так, как заявлено! Заполнение бланка о себе (самопредставление), озвучивание его для всех участников и игра в стиле «Угадай, о ком идет речь». А потом была граница, а потом была лекция о принципах менеджмента. Мозговой штурм начался!

Ночь прошла плодотворно!
2 ИЮЛЯ 2017
Утром была пешеходная экскурсия по красавице Риге.
Дорога в Таллин прошла плодотворно и с огоньком! Мозговой штурм продолжался!
Интенсивно и весело! + Интерактивный вводный семинар: «Эффективность компании в условиях VUCA. Вызовы, с которыми сталкивается белорусский бизнес и какую роль должны играть HR».
Кейс: «Как доказать собственникам, что HR – должен играть роль стратегического партнера в бизнесе».
Просмотр фильма по теме и тематическая дискуссия.


3 ИЮЛЯ 2017
Утром на пароме мы благополучно отплыли в Хельсинки! Вы думаете, мы просто плыли и меланхолично рассматривали пейзажи? Как бы не так! Ответив всем родным и близким по free wi-fi, что у нас все хорошо и позитивно, мы начали играть «в мафию»! Первая игра была очень сумбурной, шумной, но веселой!Потом вся поездка прошла под знаком «игра в мафию»! Психология, логика, интуиция, эрудиция – все задействовано! Очень полезная корпоративная игра!
Хельсинки:
  • Визит в HR – департамент Министерства иностранных дел Финляндии (Laivastokatu 22 A, MKA2, 00160 Helsinki).
  • Визит в ведущую компанию Финляндии по набору, обучению персонала и техническому сопровождению HR-служб - Staffpoint (Lapinlahdenkatu 3, 00180 Helsinki).
Программа визита:
• Презентация предприятия, структур по работе с персоналом.
• Сессия вопросов и ответов.
• Визит в главный офис компании.
Вечером дружно и весело мы поплыли в Стокгольм! Вечерняя программа «Закат на палубе» была прекрасна! И еще больше укрепила командный дух!

4 ИЮЛЯ 2017
Утром мы прибыли в королевский Стокгольм и начали день с пешеходной экскурсии по этому шикарному городу! Очень многие не хотели уезжать! Он затягивает!
+Визит в Шведский институт:
Интерактивный семинар: «Модели управления персоналом.
Система управления по результатам».
Из Шведского института чуть уехали! Очень интересный докладчик, шквал вопросов к нему, море полезной информации об укладе жизни шведов в целом и организации труда!!!)
Вечером на пароме мы с обсуждениями, шутками и смехом отбыли в Турку. Мафия продолжилась, перейдя на новый уровень.


5 ИЮЛЯ 2017
Мы посетили мэрию города Тампере. Города, который в проекте ЕС заявляется как «умный город»!

Доклад от мэрии (Mr. Teppo Rantanen, исполнительный директор);
Доклад от генерального директора Торговой палаты г.Тампере (Mr. Antti
Eskelinen, CEO)
Доклад от представителей промышленных предприятий г. Тампере
Приветственный обед от мэрии Тампере.
Институт образования для взрослых Тампере
Знакомство с представителями Института (Mr. Teppo Tapani, Ректор, Ms. Katariina Laaksosaari, Финансовый директор)
Программа визита:
Презентация образовательных программ по управлению и образованию специалистов сферы HR. Обсуждение вопросов дальнейшего сотрудничества. Знакомство с материально-технической базой Института. Визит на предприятие
На пароме мы переплыли в Хельсинки, а из него – в Таллинн.
Мобильность – явно тема нашей группы!
Игра в мафию вышла на такой уровень, что даже выйдя из порта, все играющие продолжали обсуждать ситуации и выход из них! Мы получили настоящее удовольствие!

6 ИЮЛЯ 2017
Утро началось нестандартно! С квеста в лесу и на озере!
Мозговой штурм + легкая пробежка!
«Битва HR на озере Мяннику» — интерактивное командное соревнование для HR-профи.
Стивен Кови, пирамида Маслоу , принципы менеджмента и так далее
Победила группа «Хролли» , а «Эстонские волки» чуть не дотянули Но дружба все равно взяла верх!

Встреча в Таллиннской школе Экономики, совмещенная презентация с Ассоциацией по управлению персоналом Эстонии (A.H. Tammsaare tee 147, Tallinn).
Программа:

Презентация деятельности Ассоциации.
Обсуждение вопросов сотрудничества.
Подведение итогов программы, вручение сертификатов.

Визит на предприятие Ericsson Eesti (Järvevana tee 9, Tallinn).


Заканчивалась наша программа пешеходной экскурсией по Старому городу в Таллине.
Ночью с небольшим приключением мы переехали в Минск!

Я ездила в разных группах. И люди, как и здесь, были разного возраста! Но такого уровня коммуникабельности, дружелюбности, позитивности, вежливости я еще не встречала! А командный дух был на таком уровне, о котором любой руководитель может только мечтать!

#3. НЕКОТОРЫЕ ФИШКИ ДЛЯ ПОСТОЯННЫХ ОРГАНИЗАТОРОВ
Вам приходилось организовывать что-нибудь побольше праздничного стола? Нет? Ну, тогда Вы вряд ли поймете и ощутите всю серьезность и глубину организационной работы какого-нибудь большого мероприятия! Например, стажировки или совместной поездки 40-100 коллег.

  1. МАРШРУТ
Это основное! От нее «пляшет» весь интерес желающих поехать! Предлагаемые пункты назначения должны людей зацепить. Иначе группу сложно набрать.

Передвижения в течение дня от одной точки к другой должны быть в разумных пределах. Посещение 5-7 объектов за один день – это неправильно. Это нервы. Я была в таких поездках ранее. Нежизнеспособно! В нашей стажировке все пропорции, на мой взгляд, были хорошо соблюдены.

Здорово, когда в маршруте присутствуют маленькие, но чем-то примечательные города, о которых раньше и не слышал. Например, Темпере – «умный город»)

2. ОТРАЖЕНИЕ ПОЛНОЙ ИНФОРМАЦИИ ДЛЯ УЧАСТНИКОВ

Мне ОЧЕНЬ понравился этот момент! Информация была ПОЛНОЙ! И я сейчас более четко понимаю вопросы, которые ранее задавались участниками поездок к организаторам наших поездок! Вопрос «зачем Вам знать, в какой гостинице мы ночуем?» вообще не должен стоять. Человек заплатил деньги, он имеет право владеть всей информацией о поездке:

- время прибытия в отель, время отправления из него

- название гостиницы, его адрес

- время обязательной программы

- полное название проводимых мероприятий, сведения о спикерах

- свободное время

- название парома, его схема и информация о всех палубах

- название пунктов питания, где можно недорого перекусить

- памятка туристу

- контактная информация посольств и консульств РБ на территории других стран

В информационном листке я нашла АБСОЛЮТНО ВСЕ ОТВЕТЫ на вопросы. Даже те, которые еще не успела себе задать.

3. ГИД

Гид должен быть СПОКОЙНЫМ человеком. Точка!

В одной поездке в Италию у нас была совершенно невозможная женщина-гид, которая умудрилась с первых же минут путешествия вывести из себя всех туристов! Даже тех, кто обычно спокоен. Каждый день она нам закатывала истерику за истерикой…

Зато мы все с теплом вспоминаем нашего Александра, который был невозмутим в любой ситуации! А когда он в микрофон начинал свои долгие рассказы о странах, с полным анализом социально-экономической ситуации, впадали в транс все. Тембр голоса у человека такой, что все туристы успокаивались и просто засыпали под конец рассказов)))

Гид должен быть профессионалом с очень широким кругозором. Владеть информацией о стране. Быть хорошим психологом. К гиду в любой поездке люди тянутся!

Наша чудесная гид Валентина показала себя только с самой лучшей стороны! Она была не с группой – она была В ГРУППЕ, внутри ее. И даже была очаровательной «мафией» с чудесной улыбкой!

4. НАСТРОЕНИЕ УЧАСТНИКОВ

На это влиять сложно. Но от организаторов очень зависит влияние на настроение. Его можно полностью испортить, а можно подбодрить.

Здесь очень многое зависит от уровня культуры, воспитания, такта, кругозора организаторов.

Хотя встречаются отдельные туристы, которые в принципе не бывают довольны. Ничем. От первой минуты путешествия до последней. Такие обычно пишут жалобы на форумах. Я тихо подозреваю, что они пьют уксус – такое у них всегда выражение лица.

В нашей группе АБСОЛЮТНО ВСЕ БЫЛИ НА ПОЗИТИВЕ! Я не знала, что так может быть. Но это факт! И это отметили практически все, включая нашего гида.

5. ПОДАРКИ ДЛЯ ПРИНИМАЮЩЕЙ СТОРОНЫ

Этот элемент – обязательный! И, пожалуй, самый теплый при посещении организации.

6. ОРГАНИЗАЦИЯ ПРИЕМА ПРИНИМАЮЩЕЙ СТОРОНЫ

Кофе, булочки, буклетики – это всегда приятно!

Улыбки – вдвойне приятно! Когда нас встречали прямо на улице сам ректор и представители Института для взрослых Темпере (Финляндия), это очень впечатлило! Правильно заметила наша гид Валентина: «Чем выше статус человека, тем проще с ним общаться»

Наверное, есть и другие «фишечки» для организации подобных туров. Но они сейчас не вспоминаются.


#4. КОЕ-ЧТО О ТРУДОВЫХ ОТНОШЕНИЯХ. ШВЕДСКАЯ МОДЕЛЬ
Шведский институт. Стокгольм. Лекция «Шведская модель управления персоналом»

Как профсоюзный лидер достаточно большой организации, я не могу пропустить материал о трудовых отношениях и профсоюзной деятельности в Швеции. И не могу не поделиться этой информацией с коллегами.

Итак,

+ В Швеции более 300 (!!!) различных профсоюзных организаций. Уведомлять о своем вступлении в тот или иной профсоюз нанимателя работник не обязан. Ежемесячно члену профсоюза приходит счет на уплату взноса (в эквиваленте 10-15 долларов).

+ О забастовке необходимо оповещать заблаговременно. Они разрешены. И шведы охотно пользуются своим правом.

+ В Швеции повсеместно создаются союзы шефов, которые выстраивают стратегию развития трудовых отношений.

+ Пенсионный возраст для мужчин и женщин одинаков – 65 лет. Но будет увеличиваться. Особенность в том, что при желании, человек может получать отчисления из пенсионного фонда с 55 лет. Средняя продолжительность жизни в Швеции (внимание!) – 85-86 лет.

+ В сети сейчас активно ходит информация о 6-ти часовом рабочем дне. Это не правда. Некоторые компании начали тестировать такой опыт, но на законодательном уровне он еще не принят.

+ Работают очень сильные программы по охране труда работников. Не на бумаге, на практике. В группу по ОТ входит свыше 20 сотрудников организации, которые контролируют этот вопрос и влияют на положительное разрешение проблем.

+ В Швеции один из самых больших показателей (в Европе?) по продолжительности больничных листов (более 5% в год)… В самое сердце нас поразил один факт, и мы никак не могли успокоиться – обсуждали группой неоднократно. У них выдается больничный лист по депрессии… Не имеется в виду, что человек лежит в неврологии в стационаре. Переживать депрессию можно дома на больничном…Нет слов! Это не твое личное дело, как ты будешь выживать в момент тяжелейшей депрессии – тебе доктор выпишет больничный.

+ Декретный отпуск длится 480 календарных дней. Его можно «растягивать» до достижения ребенку 12 лет (2 дня на бирже труда, 3 в декретном). При рождении малыша папа получает 10 дней (при оплате 80-100% - на усмотрение нанимателя). Лицо, признанное отцом, имеет право на 90 дней «декрета».

+ Штатное расписание – не обязательно! (это вообще был удар в самое сердце). На усмотрение нанимателя.

+ Идет тенденция по выравниваю заработной платы. На данный момент она разная у мужчин, женщин и эмигрантов – при одинаковой работе. 800 евро – минимальный прожиточный минимум. Заработная плата по законодательству не должна быть менее 14-15 тысяч.

+ Трудовой отпуск – не менее 25 дней. Но у некоторых категорий работников он может варьироваться. К примеру, у врачей он составляет 70 дней.

+ Социальные пакеты (довольно объемные) предоставляются всем работникам.

+ Спорт – одна из важных составляющих жизни работника. К нему стимулируют постоянно! Отправляют письма на домашние адреса с «рекомендацией» приобщиться к тому или иному спортивному мероприятию. Размещается реклама в офисах. Растяжки на дорогах, информация в газетах и ТВ о соревнованиях между предприятиями и так далее… Если работник ежедневно ездит на велосипеде (не на машине), у него могут быть снижены налоги до 30%.

+ Налоги в Швеции высокие. Я поняла, они варьируются, т.к. гид упоминал одну цифру, спикер другую – от 30 до 50% (?) Объяснение очень простое – из налогов идут улучшение качества жизни граждан (на общие нужды).

+ Корпоративный дух для организации – это залог успеха. Все делается для того, чтобы он был всегда на высочайшем уровне!



#5. О КОМАНДЕ!
Как я уже ранее писала, на мой взгляд, явным признаком команды является желание людей общаться не только в рамках своей основной деятельности, но и вне ее! А также сплоченность, живой интерес к друг другу, обсуждаемым темам, единомыслие, поддержка, профессионализм, общее чувство юмора — признаков у команды много!: Прошло время... интерес жив, как если все только сейчас вышли с автобуса (всех карт раскрывать не буду):-) Как же это чудесно! Тем ценнее, что сейчас все реже случается.

#6. ЕЩЁ!
Хорошие воспоминания вдохновляют на хорошие мечты. А для HR-университета БГУ любая мечта (рано или поздно превращается в реальность). Поэтому мы планируем новое путешествие.

Узнать о новой стажировке можно здесь.
Автор: Наталья Макеева
Фото: Татьяна Змушко, Андрей Мелихов
Свяжитесь с нами
КООРДИНАТОРЫ ПРОЕКТА
Ирина Нехвядович
Екатерина Рутковская
Светлана Рогалевич
+375(17)209-59-59
+375(29)870-59-59
+375(29)309-59-59

rahalevich@bsu.by


Корпус ФМО БГУ, ул. Ленинградская, 20, каб.1304